Об эрготерапии

Всемирный день эрготерапии (World Occupational Therapy Day)
27 октября ежегодно

 

Об эрготерапии

В настоящее время в Санкт-Петербурге, как и во всей России, имеется целый ряд серьезных медико-социальных проблем, связанных с ухудшением здоровья населения – таких как прогрессирующая депопуляция, высокая смертность мужчин от несчастных случаев, травм, отравлений, рост инвалидизации населения. Этими  причинами обусловлен возрастающий интерес общества к различным аспектам реабилитации. И действительно, в результате воздействия системы полноценной и комплексной реабилитации возможно полное восстановление физического, духовного и социального благополучия пострадавших людей. В Санкт-Петербурге  в настоящее время насчитывается более 600 000 инвалидов (12,3% населения города). Проблемы ухудшения здоровья населения и инвалидизации обостряются на фоне недостаточной эффективности медицинских и социальных программ, а также значительного ограничения финансирования научных и лечебных медицинских и социальных учреждений, занимающихся проблемами реабилитации.

Вопросы реабилитации и абилитации за последние годы становятся все более актуальными. Причин тому несколько: резкий подъем некоторых социально-значимых патологических состояний, таких как врожденные аномалии развития, сердечно-сосудистая патология, онкология, ранняя наркомания, ВИЧ-инфекция; травмы, психические нарушения.  За последние десятилетия медицинская модель реабилитации все более замещается социальной моделью, а эрготерапия является  неотъемлемой частью современной социальной реабилитации людей  всех возрастных категорий.

История развития эрготерапии в разных странах насчитывает более 100 лет. Как специальность она сформировалась после Второй Мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.

В настоящее время специальность эрготерапии преподается в университетах и колледжах всех развитых стран, а также в странах Африки, Азии и Южной Америки. Более 50 лет назад была создана Всемирная Федерация Эрготерапевтов (WFOT), которая сейчас насчитывает около 60 стран-членов.  www.wfot.org

Человек, перенесший заболевание или травму, или имеющий нарушения развития от рождения, часто оказывается зависимым от посторонней помощи и не всегда может найти решение проблем, связанных с невозможностью  ухода за собой, ведения домашнего хозяйства, работы, выполнения досуговой деятельности.

Эрготерапия (Occupational Therapy) — это специальность, которая  основывается на научно доказанных фактах того, что целенаправленная, имеющая для человека смысл активность (деятельность) помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные, психические).

Цель эрготерапии — максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.

Отличительной чертой эрготерапии является ее междисциплинарность. Эрготерапия использует знания нескольких специальностей — медицины, педагогики, психологии, социальной педагогики, биомеханики, физической терапии.

В эрготерапии термин «занятость» (occupation) относится не только к работе или трудотерапии. Термин «занятость», в контексте эрготерапии, характеризует различные виды деятельности, которые встречаются в жизни каждого человека и придают ей смысл.

Занятость в эрготерапии принято разделять активность в повседневной жизни, активность в работе и продуктивной деятельности, активность в игре, отдыхе и увлечениях.

Активность в повседневной жизни включает в себя:

  • мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использование туалета);
  • одевание;
  • прием пищи;
  • соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
  • социализацию;
  • функциональную коммуникацию и подвижность;
  • возможность быть мобильным в обществе;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

Активность в работе и продуктивной деятельности:

  • выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры, приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в квартире);
  • заботу о других людях;
  • возможность обучаться чему-либо новому;
  • исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск работы, выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие в чем-либо).

Активность в игре, отдыхе и увлечениях:

  • возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
  • возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.

Для более эффективной помощи детям и взрослым  нам необходимо:

  • менять представления о потребностях людей с нарушением развития;
  • учиться воспринимать таких людей в целостном контексте, принимая во внимание их жизненные ценности, интересы;
  • учитывать влияние факторов окружающей среды на возможность функционирования в повседневной жизни (соответствие обстановки дома и на улице функциональным возможностям — наличие лифтов, пандусов, специальных приспособлений и т. д.).

Стратегия вмешательства базируется на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Существуют различные ситуации (инсульт, травма, пороки развития  и т. д.), в которых человек, в большей или меньшей степени, теряет возможность жить полноценной жизнью — ухаживать за собой, выполнять обычные для каждого человека действия — работать и зарабатывать деньги, ходить по магазинам, выполнять работу по дому, отдыхать и заниматься любимыми увлечениями. Из активного члена общества он становится пассивным объектом для ухаживания. Задача эрготерапевта — не допустить ограничения жизнедеятельности человека, ограничения его участия в жизни общества и сделать его как можно более активным при выполнении поставленных задач.

Процесс эрготерапии.

Эрготерапия — это процесс сотрудничества с клиентом (пациентом) и его семьей, которое включает оценку, постановку целей и проведение программы вмешательства.

Процесс эрготерапии начинается с оценки пациента с помощью интервью и наблюдения, а также включает в себя использование различных тестов, шкал, опросников, дающих представление о пациенте, его физических и умственных возможностях, психологических и душевных особенностях, а также о деятельности пациента. В ходе оценки эрготерапевт выясняет, какие виды деятельности доступны пациенту, насколько настоящий репертуар деятельности и жизненных ролей соответствует его жизни до болезни и, как он соответствует его полу и возрасту. Помимо этого эрготерапевт оценивает, что собой представляет среда, окружающая пациента в больнице, дома, на работе. При оценке окружения эрготерапевта будет интересовать, прежде всего, безопасность пациента. Оценивается как физическое окружение, к примеру, высота рабочих поверхностей и сидений, так и социальное и культурное окружение. После проведения оценки совместно с пациентом ставятся цели, направленные на выполнение деятельности,  которая важна для пациента. Эти цели должны быть достигнуты пациентом в заданные сроки и согласуются с реабилитационными целями мультидисциплинарной команды. В соответствии с поставленными целями эрготерапевтом планируется и проводится вмешательство, направленное на восстановление утраченных функций или на адаптацию, подбор необходимого оборудования или приспособлений, после чего оценивается эффективность проведенного вмешательства. Далее рассматривается реальная возможность постановки новых целей. Возможность достижения пациентом  прогресса, восстановления привычных видов активности или приобретения новых навыков определяет необходимость продолжения эрготерапевтического вмешательства.

Цели эрготерапии.

  • Выявить имеющиеся нарушения, восстановить либо развить функциональные возможности человека, которые необходимы в повседневной жизни (активности).
  • Помочь человеку с ограниченными возможностями стать максимально независимым в повседневной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций, использования специальных приспособлений, а также адаптации окружающей среды.
  • Создать оптимальные условия для развития и самореализации человека с ограниченными возможностями через его «занятость» в различных сферах жизнедеятельности и, в конечном счете, улучшить его качество жизни.

Эрготерапевты работают с различными возрастными группами клиентов, практически во всех областях медицины. Они помогает людям, у которых  имеются физические, когнитивные, эмоциональные или психические нарушения, отставание в развитии или возрастные изменения. Эти специалисты работают в госпиталях, клиниках, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, дневных стационарах, специальных школах и дошкольных учреждениях, в семейной медицине и на производстве. Многие из них преподают в высших и средних  учебных заведениях, оказывают консультативную помощь.

Основные подходы в эрготерапии

  • Клиенту должна оказываться высококвалифицированная помощь, которая направлена на улучшение качества его жизни.
  • Наиболее важные ресурсы эрготерапии — сам клиент (либо родители, если клиент — ребенок). Он, совместно с эрготерапевтом, ставит долгосрочные и краткосрочные цели вмешательства. Их общая задача — помочь раскрыть и использовать собственный потенциал клиента и его желание достичь поставленной цели.
  • Эрготерапевт является членом междисциплинарной команды, которая включает физического терапевта, специального педагога, социального педагога. Только в совместной работе междисциплинарной команды и клиента (родителей ребенка) мы можем достигнуть позитивных результатов.
  • Клиента следует рассматривать в контексте окружающей среды (физической и социальной), с учетом их взаимного влияния и при условии их активного и постоянного взаимодействия.
  • Взаимоотношения эрготерапевта и клиента должны характеризоваться как открытые, основанные на взаимном доверии.

Таким образом, для того, чтобы максимально полно сохранить или восстановить жизненные роли пациента, полностью или частично утраченные после заболевания или травмы, а также вернуть его к привычным видам деятельности и жизни в обществе, обязательным участником реабилитационного процесса должен являться эрготерапевт.

Особую часть в эрготерапии занимает работа с детьми. Во многих странах (Швеции, Дании, Германии, США)  очень много эрготерапевтов работают именно в абилитации и реабилитации детей. Имеется большое количество литературы, посвященной этой области.